Рекомендации для родителей от логопеда
Уважаемые родители!
Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка.
- Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу, а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.
- Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
- Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.
- В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.
- Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.
- Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.
- Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.
Одним из условий нормального развития ребёнка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребёнка – ещё одно необходимое условие. Важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.
Для того чтобы родители могли воспользоваться методической базой, которой владеют воспитатели:
1.Мы рекомендуем начинать с простого – разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель – в роли родителей. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка» можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку – самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребёнок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет. Задание можно усложнить так, с помощью кружков – заместителей взрослый «загадывает» любую сценку из сказки, а ребёнок должен угадать её. Следующий этап – предложить самому ребёнку показать сценку и одновременно рассказать о ней. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома.
Далее целесообразно заменять кружки игрушками, изображающими героев. Игра – драматизация с их использованием даёт возможность для быстрой смены ролей. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации. При систематичном использовании театрально игровой деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти к созданию домашнего театра. Инсценировкой руководит взрослый, а дошкольник воспроизводит знакомые литературные сюжеты, что тренирует его память, совершенствует речь.
Необходимо рекомендовать родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов – классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребёнок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи.
2. Можно организовать в группах выставку «Моя любимая книга». Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать её название, автора, жанр, уметь пересказать содержание. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Родители записывают рассказы, составляют книжки – малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад, а воспитатели размещают их на выставке. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.
3. Отличной подготовкой к овладению письменной речью является обучение детей связной устной речи. Но ещё больше дошкольник проникает в суть письменной речи, приобщаясь к совместному со старшими сочинению писем далеко живущим родственникам, друзьям, заболевшему другу. Чтобы сочинение письма было для ребёнка увлекательным, нескучным занятием, важно не принуждать его к этому, а вызвать интерес, например, прочитав стихотворение Ю. Тувима «Добрые мои дети» С. Маршака «Почта».
Если семья получила письмо, необходимо обратить на это внимание ребёнка. Ему можно подсказать, что с помощью взрослых он может послать родственнику, другу или даже целой группе детского сада своё письмо. При составлении письма ребёнок будет рассказывать, а взрослый записывать текст под диктовку, помогать вопросами, ненавязчивыми советами. Написанное обязательно прочитывается вслух. Результатом такой работы становится создание в группе «собрания детских писем», записанных воспитателем и родителями.
4. Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную и эмоциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в весёлое обыгрывание содержания стихотворения. Беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковая игра, диалоги) выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст. Рекомендовано использовать построчное запоминание в форме игры «скажи строчку», когда мама и ребёнок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк.
5. Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения «попади в ворота», «чей листок улетит дальше» в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, рекомендуется родителям продолжать эту работу в семье.
Для улучшения речевого дыхания предлагается родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие «чистоговорки» загадки, пословицы, короткие считалки. Решая задачу по развитию у детей силы голоса, следует не только обращать внимание на то, чтобы ребёнок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, уверенно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.
Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией играем с использованием карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки. Так же упражняем родителей, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.
6. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, необходимо включать родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей, которую проводят воспитатели. Для этого организуются игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома. Кроме того, можно пригласить родителей в группу на занятия, где они могут наблюдать за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателей и детей.
7. Составлению ярких выразительных рассказов предшествует, безусловно, работа по обогащению словаря ребёнка, развитию грамматического строя речи. Учитывая это, необходимо ознакомить родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, например: какой?, какая?, подбор определений, синонимов – сравнение. Игра «почему так назвали?» позволяет научить ребёнка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять семантику некоторых слов. Игры на описание самых разных предметов «кто больше назовёт», «что из чего сделано», «какого цвета?» можно использовать в качестве подготовки для понимания смысла, заложенного в загадках. В таких играх, как «кто где живёт?», «кто как голос подаёт?» родители вовлекают детей в игровой диалог.
Учитывая большую загруженность домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, мы рекомендуем им играть с детьми на кухне. Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик), игры на обогащение словаря (какие слова «вытащим» из супа, компота, плиты?), «вкусные слова» (кислые, сладкие), «чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например игру: «сварим варенье» (из яблок – яблочное), «приготовим сок». Ремонтируя одежду, можно предложить ребёнку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: «что я видел?», «какой он?», «доскажи словечко».
8.Необходимо также практиковать «домашние задания» (совместно для детей и родителей). Так, рекомендуется сделать в семье традиционной игру «новое словечко», целью которой является расширение словаря ребёнка. В выходной день родители «дарят» ребёнку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав на листке вместе со взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Эти картинки – слова помещаются в шкатулку «умных слов», и время от времени с ними проводятся разнообразные игры. Другое домашнее задание – записать рассказ ребёнка о фрукте, овоще и вместе с ним проиллюстрировать его. Из таких принесённых из дома записанных рассказов воспитатели могут составить альбомы, которые также впоследствии используются в работе.
Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи.
Рекомендации учителя-логопеда
по речевому развитию детей
5-6 лет (старшая группа).
Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть почти полностью усвоена к 5 годам. Если ребенок выговаривает не все звуки, необходимы занятия у логопеда.
А также выполнять следующие рекомендации логопеда:
1)Выполнять артикуляционную гимнастику:
«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку).
«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до5 сек.)
«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)
«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.)
«Лошадка» (Цокать язычком, губы держать в улыбке.) Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день.
«Грибок» (Присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.)).
«Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
2) Упражнения для челюстей
- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
- То же в быстром темпе.
- Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
- Повторяется первое упражнение.
3) Упражнения для губ
- «Улыбка» — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
- То же с сомкнутыми губами и зубами.
- «Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
- Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
- Вращательные движения губами.
- Отставление нижней губы от зубов и десен.
- Втягивание нижней губы внутрь рта.
4) Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.
5) Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконого напаличника.
6) Развивать речевое дыхание. (Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.) Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподрожания АУ. Учить и проговаривать скороговорки.
Грамота:
Формирование навыка слогового чтения:
- Умение выкладывать из цветных фишек и букв, читать и писать обратные
слоги: АТ, УТ, затем прямые слоги ТА, МА,МУ,
2)Умение выкладывать из букв и читать слова СОМ, КОТ,
3)Постепенное усвоение терминов: звук и буква, слог и слово, гласный
- согласный звук.
Обучение чтению отдельных слов:
1. Членение слов на слоги, односложных, двусложных, трехсложных слов.
2. Анализ слов с постепенно усложняющимся слоговым составом и
выделение из слов ударных и безударных гласных.
3. Звуки гласные-согласные. Развивать звуковой анализ и синтез. Определять место звука в слове (начало, конец, середина).
Развитие лексики:
В речи детей появляются синонимы, антонимы. Предлагаем использовать следующие игры:
1) Скажи наоборот: большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой,
первый, мягкий, бедный. Ночь, утро, холод, зима. Холодно, высоко, далеко,
горячо, вверху, впереди, спереди.
2) Определи о ком можно сказать: храбрый -трусливый...(лев-заяц), большой-маленький...(слон- мышь), хитрая-глупый...(лиса- волк), ловкий-неуклюжий...(кот-медведь).
3) Образование прилагательных от имен существительных: Рукавички из кожи – кожаные, рукавички из шерсти- шерстяные, рукавички из меха-меховые, стакан из стекла – стеклянный, тазик из меди – медный, ваза из хрусталя – хрустальная.
4) Образование притяжательных прилагательных: У вороны голова – воронья, у оленя-оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у собаки – собачья, у кошки – кошачья, у птицы-птичья, у сороки –сорочья, у овцы-овечья, у белки- беличья, у верблюда – верблюжья, у тигра – тигриная, у лошади –лошадиная.Должны без ошибок употреблять существительные с разными суффиксами: (медведица- медвежонок-медвежоночек-медведище).
5) Подбор родственных слов: река-речка-реченька-речной, елка-елочка-елочная-еловый, лес-лесник-лесной-лесочек.
Использование прилагательных в разных степенях сравнения
(легкий – полегче - самый легкий). Обозначение оттенков цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый). Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый- снег, сахар, мел, молоко).
Развитие употребления в речи глаголов:
- Птицы, бабочки, мухи. Жуки, комары, (что делают?)...летают. Рыбы, дельфины, киты, моржи, ...плавают. Змеи, гусеницы, черви, ползают. Кузнечики, лягушки, зайцы...прыгают.
2) С использованием картинного материала (изображены различные действия одного и того же животного) Ребенок должен правильно назвать эти действия (собака сидит, лежит, спит, бежит , лает, ест, играет...).
3) Назови правильно голос каждого животного: корова...мычит, лошадь...ржет, коза....блеет, свинья...хрюкает, тигр...рычит, волк...воет, медведь...ревет, змея...шипит, лягушка...квакает, жук....жужжжит, комар...пищит, кукушка...кукует, голубь...воркует, соловей...поет,
4) Образование глаголов при помощи приставок: (на картинном материале).Мальчик в дом ...входит. Из дома...выходит. Дорогу ...переходит. От дома ...отходит. Дом вокруг...обходит. В дом...заходит. Предлагаем при помощи этих же приставок образовать другие глаголы: «Ты правильно сказал, что мальчик через дорогу переходит. А заяц? (перебегает). А птица? (перелетает). А змея? (переползает).
Умение согласовывать слова в предложениях:
1)Существительные с числительными (пять груш, трое ребят)
2)Употребление им. сущ. в им. П. ед. и мн. Числа: стол-столы, кукла-куклы, шар-шары, мяч- мячи, рука-руки, глаз-глаза.
3)Употребление им. сущ. в вин.п. ед.ч. и мн. Назови, что ты видишь: «Вижу ...куклу, кукол, мяч, мячи , дом, дома.»
4) Учить детей употреблять слова, обозначающие расположение предметов на плоскости, на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше, ниже, ближе, дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом)
5) Ориентировка во времени: ребенок должен знать, что утро, день, ночь составляют сутки (чаще говорят день). Знать семь дней недели, и связывать их с порядковым номером (можно связать с какой-то конкретной деятельностью или событием. ( в понедельник идем в бассейн, во вторник танцевальный и т.д.)
Развитие связной речи:
1)Закончи фразу:
- В лесу растут г.... и я.... . На клумбе выросли красивые ц.. Топором рубят д... Молотком забивают г... . Зимой на улице х... , а летом.. Цветы растут на в... . Кошка спряталась за в... . Бабушка несет сумку с ... .Всаду растут... .
2) Составь словосочетание: Стакан, молоко - стакан молока. Стакан - чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока. Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила...пакет молока. Катя пьет стакан сока.
3) Составление предложений по данным словам. Составь предложение из слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.
4) Занятия по пересказу: Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно - ответной форме.
5) Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.
6)Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу.
Ежедневно читать литературу(сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы побуждающие ребенка к пересказу.
Рекомендации учителя-логопеда на летний период.
Уважаемые родители! Поздравляю Вас с окончанием учебного года! Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, общую и мелкую моторику рук. Все занятия желательно проводить в игровой форме.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика
— это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5раз.
Логопедические упражнения в стихах .
Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно.
Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт: - Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так: - Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак: - Тик-так! Тик-так!
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".
Открываем сумочку - В сумке видим трубочку.
Упражнения: 1)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;/упражнение 1
2)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону; /упражнение 2
Налью в чашечку котенку/упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке
Молочко язычком.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 2
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение 1
Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Упражнения: 1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба; 2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел
– Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
И т.д. упражнения смотрите в индивидуальных тетрадях.
Упражнения для речевого дыхания.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Техника выполнения упражнений - воздух набирать через нос - плечи не поднимать - выдох должен быть длительным и плавным - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) - нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Футбол - Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Бабочка - Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Шторм в стакане - Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Вырастем большими.- На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
Пилим дрова. - Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ух –ух -ух». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе
Надуй шар. -Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе. Подуй на свечку. Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново. (смотрите индивидуальные тетради)
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. Развитие фонематического слуха. С чего начинать? Неречевой слух Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
- Чудо - звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.
- Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 5-6.
- Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
- Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
- Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
- Повтори за мной слоговые дорожки: па – ба – па, та – да - та и т. д.
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран» ? Какой 1, 2, 3, 4 ? )
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. ( Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово ? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом- ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.
- Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт,…)
- Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т.д.
- Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.
- Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.
- Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.
Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников .
Эхо-Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к словам сложной слоговой структуры и кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные фразы.
Починим испорченный телефон - Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное слово на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
- Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
- Определение количества слогов в слове и их последовательности (хлопками).. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва - голова).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью .., воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …,
у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
8. Притяжательные прилагательные
У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?
У волка - волчья, волчьи, волчий
У зайца - заячья, заячьи, заячий
У белки - беличья, беличьи, беличий
У собаки - собачья, собачьи, собачий
У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий
У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий
У лисы - лисья, лисьи, лисий
У козы - козья, козьи, козий
У коровы - коровья, коровьи, коровий
У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный
У оленя - оленья, оленьи, олений И т.п.
9. Относительные прилагательные
Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
Задания: Какая? Какой? Какие?
Ручка из пластмассы - пластмассовая
Матрешка из дерева - деревянная
Сумка из кожи - кожаная
Стакан из стекла - стеклянный
Шуба из меха - меховая
Гвоздь из железа - железный
Ложка из металла - металлическая
Самолетик из бумаги - бумажный
Рубашка изо льна - льняная
Платье из шелка - шелковое
Носки из шерсти - шерстяные
Сапоги из резины - резиновые
Сироп из яблок - яблочный
Компот из клубники - клубничный
Сок из клюквы - клюквенный
Варенье из вишни – вишневое И т.п.
10. «Посчитаем предметы» (Например: 1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
11. « Один – много»(шар – шары, дом – дома)
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
- Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах. По каждой теме покажите ему по возможности реальный предмет, интересное видео, попробуйте вместе понять, какие у группы общие признаки, из каких деталей состоит.
1. Обобщающие слова:
Задания:
а) назови одним общим словом
б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?
Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.;
Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.;
Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д..
Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.;
Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т.д.;
Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.;
Цветы: тюльпан, роза, гвоздика, одуванчик, ромашка и т.д.;
Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д.
Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.;
Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.;
Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т.д.;
Домашние животные: кошка, собака, и т.д.;
Дикие животные : волк, лиса, еж, заяц и т.д.
Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.;
Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.;
Бытовые приборы: холодильник, утюг,стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.;
Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д.
Насекомые: бабочка, кузнечик, оса, пчела и т.д.;
Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т.д.;
Времена года: зима, весна, лето, осень;
Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т.д.
2. Слова антонимы:
Задание: а) скажи наоборот;
б) что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)?
Большой - маленький
Длинный - короткий
Высокий - низкий
Широкий - узкий
Толстый - тонкий
Веселый - грустный
Здоровый - больной
Чистый - грязный
Горький - сладкий
Сухой - мокрый
Прямой - кривой
Сытый - голодный
Острый - тупой
Полный - пустой
Твердый - мягкий
Новый - старый
Холодный - горячий
Светло - темно
Быстро - медленно
Мало - много
Тяжело - легко
Близко - далеко
Наиболее универсальная игра «Весѐлая поездка». Вы с ребѐнком путешествуете и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите развить подберите заранее их названия. Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов. Ребѐнка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям. Так же малыша могут заинтересовать мини викторины на станциях, например: на остановке «Одежда», можно спросить ребѐнка, как назвать одежду для лета, для осени и т. д.; на остановке Ягодно – Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т. д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
- Обратите свое внимание на развитие логических, мыслительных процессов у ребенка, для чего учите его рассуждать, ищите совместно логические и смысловые связи в явлениях окружающего мира, не забывайте обобщать увиденное, и давайте постоянно задачки на исключение четвертого лишнего, вводить загадки, .
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.
При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:
- Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
- Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
- Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
- Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже
- Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
- Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
- Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.
- Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития словарного запаса, умения строить фразу детей.
- в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
- обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
- привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).
- организуйте питание и витаминную терапию, богатую витаминами группы А, В, кальцием, магнием и калием, это кирпичики, из которых строятся нейроны.
Активно развивайте мелкую моторику рук вместе с ребёнком:
Играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, подкидывайте постоянно раскраски и обводилки, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т.д. Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.
Занимайтесь спортом вместе с ребенком, это улучшит его и ваше здоровье, позволит развить координацию, ловкость и силу. Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!
Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями.
Приятного, яркого вам отдыха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий